Полвека на пороге космоса. Посвящается 50 летию космодрома Плесецк.

"Вселенная, Пространство, Время" №8 за 2007 год Автор Олейник Ивана Иванович,генерал-полковник, доктор технических наук, начальника космодрома в 1985-1991 г.

На железнодорожной магистрали Москва-Архангельск расположена внешне неброская железнодорожная станция Плесецкая. А в десяти минутах езды от нее, на берегу красивого озера в окружении тайги находится современный город Мирный — сердце космодрома Плесецк. Но на картах этот город появился только недавно...
История создания космодрома
Плесецк начинается с постановления Совета Министров СССР о создании военного объекта с условным наименованием "Ангара", подписанного 11 января 1957 г. А днем рождения принято считать 15 июля 1957 г., когда гвардии полковник Григорьев М.Г. подписал приказ №1, в котором объявил о вступлении в должность командира войсковой части 13991 и начале формирования объекта "Ангара". Этот объект создавался как первое в Советском Союзе воинское соединение ракетных полков, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР)
Р-7. Ракеты были разработаны в ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королева. В феврале 1959 г. объект "Ангара" преобразуется в "3-й Учебный артиллерийский полигон" (3-й УАП). 30 июля 1959 г. боевой расчет 42-йстартовой станции (командир гвардии полковник Михеев Г.К.) 3-го УАП первым в Вооруженных Силах СССР произвел учебно-боевой пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 — пока не из Плесецка, а с территории космодрома Байконур.
К концу 1964 г. были построены, введены в эксплуатацию и поставлены на боевое дежурство четыре пусковые установки ракет Р-7, три ПУ ракет Р9А и семь ПУ ракет Р16У, в числе которых были три пусковых установки шахтного и четыре наземного базирования. Ракета Р16У на высококипящих компонентах ракетного топлива разработана в Днепропетровске, в Конструкторском бюро "Южное", которым руководил Михаил Кузьмич Янгель.
В начале 60-х годов прошлого века возникла необходимость расширения масштабов космической деятельности. К тому времени со стартовых площадок Байконура были запущены первые искусственные спутники Земли и межпланетные станции, историческим полетом Ю.А.Гагарина открылась эра пилотируемых полетов. Советские ученые подготовили технико-экономическое обоснованиетого, что реализация космических программ исследования природных ресурсов Земли и Мирового океана, обеспечение связью, теле- и радиовещанием территории огромной страны принесут государству большую выгоду. Летом 1963 г. советским руководством принимается решение об использовании стартовых комплексов космодрома Плесецк для запусков космических аппаратов различного предназначения.
В связи с этим в сентябре 1963 г. Постановлением Совета Министров СССР космодром Плесецк получает наименование "53-й Научно-исследовательский испытательный полигон" (53-й НИИП), но в открытой служебной переписке он по-прежнему имеет адрес "войсковая часть 13991". А в армейской среде мы говорили о нем — Северный полигон.
Иногда можно услышать вопрос: почему для космодрома Плесецк была выбрана глухая архангельская тайга, место, отстоящее на тысячи километров от научных конструкторских и производственных центров страны? Кроме того, при запуске космического аппарата в восточном направлении целесообразно расположить точку старта ближе к экватору. В этом случае наша планета за счет своего вращения как бы сообщает дополнительную скорость ракете-носителю и позволяет при той же мощности вывести на орбиту большую массу полезной нагрузки.
На широте космодрома Байконур эта скорость составляет 316 м/с, на мысе Канаверал (США) — 410 м/с.
Однако для решения многих научных задач требуется вывод искусственных спутников Земли на полярные и околополярные орбиты, плоскость которых наклонена к экватору на угол, близкий к прямому. Такие орбиты предпочтительны, например, для метеорологических ИСЗ — им "подолгу службы" полагается обозревать всю планету, в том числе и приполярные области. Для вывода спутников на такие орбиты, очевидно, целесообразнее использовать точки старта, расположенные ближе к полюсам. Кроме того, пуск ракеты-носителя связан с определенной опасностью для жителей населенных пунктов, над которыми пролегает трасса полета ракеты. Отработанные ступени, падая на землю, могут причинить большой ущерб наземным сооружениям и людям. В то же время, несмотря на высокую надежность ракет-носителей, аварийные ситуации при запусках нельзя исключить полностью.
Наконец, для научной аппаратуры, устанавливаемой на некоторые ИСЗ (например, биологические серии "Бион"), необходимо до минимума снизить воздействие радиационных поясов Земли. Влияние радиации сказывается на чистоте эксперимента и жизнедеятельности организмов. Радиационные пояса представляют собой тороиды, самый близкий из которых окружает Землю между 60° северной и южной широты. Избежать влияния естественной радиации можно, выбрав точку старта выше 60-й параллели.
Всем этим требованиям соответствовали окрестности железнодорожной станции Плесецкая. 17 марта 1966 г. тишину архангельской тайги разорвал грохот уходящей со стартовой позиции ракетыносителя "Восток-2", которая вывела на околоземную орбиту искусственный спутник Земли "Зенит-2". Спутник получил условное наименование "Космос-112".
Работа на космодроме Плесецк проходила в обстановке строгой секретности. Но выведение ИСЗ на новые орбиты, которые ранее не использовались, не осталось незамеченным. На них обратил внимание британский учитель физики Джеффри Перри, организатор Кеттерингской группы непрофессиональных аналитиков советской космической программы. Используя метод "обратного хода", он математически рассчитал траекторию полета ИСЗ до точки старта и объявил всему миру о том, что на расстоянии 800 км от Москвы в северном направлении, среди тайги, озер и болот находится новый секретный космодром. Этосенсационное открытие было сделано за 18 лет до того, как СССР официально признал реальность данного факта. В этом же году, используя несекретные снимки, полученные американским ИСЗ, аналитик из США Чарльз Вик приоткрыл еще одну завесу секретности Плесецка. Он дешифрировал расположение аэродрома, стартовых площадок, предназначенных для космических пусков, и шахты с боевыми межконтинентальными баллистическими ракетами, продемонстрировав, к
трудно сохранить что-либо в тайне в наступающую эпоху всеобщей информатизации.
За 50 лет напряженной работы космодром со своих стартовых площадок осуществил свыше 1550 запусков ракет-носителей и вывелна околоземные орбиты около 2000 космических аппаратов различного назначения.
Учитывая большой вклад в выполнение космических программ, испытателям космодрома Плесецк было доверено право проведения юбилейных запусков ИСЗ серии "Космос": "Космос-500" — 10 июля 1972 г., "Комос-1000" — 31 марта 1978г., "Космос-1500" — 28 сентября 1983 г., "Космос-2000" — К) февраля 1989 г. Руководить запуском ИСЗ "Космос-2001" выпало счастье автору данной статьи — это событие заслуживает ОТдельного рассказа. Есть надежда на то, что в ближайшее время мы станем свидетелями того, как с космодрома "Плесецк" стартует "Космос-2500".
В разные периоды времени космодромом руководили генерал-полковник Григорьев М.Г. (15.07.1957-8.05.1962), генерал-лейтенант Штанько С.Ф. (8.05.1962-11.04.1963). генерал-лейтенант Алпаидзе Г.Е. (11.4.1962-24.08.1975), генерал армии Яшин Ю.А.(24.08.1975-5.06.1979), генерал-полковник Иванов В.Л. (5.06.1979-21.06.1984), генерал-лейтенант Колесников Г.А. (21.06.1984-15.11.1985), генерал-полковник Олейник И.И. (15.11.1985-24.06.1991), генерал-полковник Перминов А.Н. (24.06.1991-2.08.1993), генерал-лейтенант Журавлев Ю.М (2.08.1993-12.06.1999), генерал-майор Овчинников А.Ф. (11.11.1994-11.08.1996), в составе ВКС), полковник Проников В.П. (1.03.1997-24.01.1998, в составе ВКС), генерал-лейтенант Коваленко Г.Н. (12.06.1999-22.03.2003), генерал-лейтенант Башлаков А.А. (с22.03.2003 по настоящее время).
В своем развитии космодром прошел пять важнейших этапов:
— с 1957 по 1963 г. — этап создания и функционирования первого в СССР боевого соединения межконтинентальных баллистических ракет (объект "Ангара");
— с 1963 по 1989 г. — этап создание и развития Научно-исследовательского полигона ракетного и космического вооружения.
— с 1989 по 1997 г. — этап самостоятельного развития ракетных и космических частей полигона и космодрома;
— с 1997 по 2001 г. — этап слияния ракетных и космических частей в единый космодром в составе Ракетных Войск Стратегического Назначения;
— с 1июля 2001 г. — этап развития космодрома в составе Космических
войск
На сегодняшний день дать однозначную положительную оценку целесообразности этих этапов пока не представляется возможным. Однако весь чрезвычайно напряженный период работы позволяет выделить основные направления научно-практической деятельности космодрома:
во-первых, апробирование первичных структур будущего вида Вооруженных Сил — Ракетных Войск Стратегического Назначения — с отработкой задач по организации и несению боевого дежурства;
во-вторых, отработка программ государственных совместных летных испытаний стратегических ракетных комплексов с логическим их завершением —принятием на вооружение и постановкой на боевое дежурство;
в-третьих, проведение работ по модернизации и принятию в эксплуатацию новых перспективных ракет-носителей;
в-четвертых, выполнение задач по выведению на околоземные орбиты различных по классу и предназначению искусственных спутников.
Не имея возможности в небольшой статье изложить подробно весь объем
многогранной деятельности космодрома за 50 лет его существования, хотелось бы
кратко осветить его работу по второму и четвертому аспекту.
В средине 1962 г. Возник острейший международный кризис в районе Карибского моря, который впервые подвел мир к грани термоядерной катастрофы. В этот период остро встал вопрос о необходимости повышения защиты ракетных комплексов от поражающих факторов ядерного оружия. Это было вызвано совершенствованием таких характеристик ракетно-ядерного вооружения вероятного противника, как точность стрельбы и мощность зарядов. Поэтому по решению Правительства Советского Союза на космодроме шла усиленная отработ-
ка жидкостной МБР Р16 (8К64) шахтного базирования, которую разработали в конструкторском бюро "Южное" под руководством М.К.Янгеля.
С 1966 г. на космодроме начато проведение совместных летных испытаний ракетных комплексов стационарного и мобильного способов базирования с твердотопливной межконтинентальной стратегической ракетой РС-12 (РТ-2), которую разработали в НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники) под руководством Генерального конструктора А.Д.Надирадзе. До конца 1970-х годов были испытаны и приняты на вооружение боевые ракетные комплексы межконтинентальной дальности второго и третьего поколений с ракетами РТ-2, РТ-2П, "Темп-2","Темп-2С", РТ-20П. Комплекс РТ-20П разработан в КБ "Южное", которое предложило оригинальную систему на гусеничном ходу с двухступенчатой комбинированной ракетой 8К99. Первая ступень ракеты была с твердотопливным ракетным двигателем, вторая ступень — с жидкостным. Но после 12 пусков в период летно-конструкторских испытаний по ряду объективных и субъективных причин дальнейшая работа над комплексом была прекращена. Однако в этом проекте было воплощено и экспериментально проверено много перспективных решений, внедренных впоследствии в проектах баллистических ракет дальнего действия различных конструкторских бюро.
В феврале 1985 г. КБ "Южное" под руководством Генерального конструктора В.Ф.Уткина на космодроме "Плесецк" приступило к отработке уникального, непревзойденного, не имеющего аналогов в мире, боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) в версии 15П952 (в дальнейшем — 15П961). А год спустя, в конце июля 1986 г., начались испытания боевого РК шахтного базирования 15П060, который по своим характеристикам не уступал МХ-основному ракетному комплексу США.
На обоих РК четвертого поколения применялись твердотопливные ракеты 15Ж61 и 15Ж60. Эти ракеты имели улучшенные характеристики благодаря использованию
надежной и стойкой элементной базы, высокоэнергетичных смесевых твердых топлив, эрозионностойких и теплозащитных конструкционных материалов.
В первом полугодии 1986 г. Генеральный конструктор АД.Надирадзе представил на совместные летные испытания РК "Тополь". Комплекс был оснащен перспективной, но недостаточно отработанной на стендах конструкторского бюро "Импульс" системой боевого управления "Сигнал-А", которая позволяла командному пункту ракетного полка управлять пусковыми установками на значительном расстоянии с использованием закрытых помехозащищенных радиоканалов.
Сложность отработки этих РК заключалась в том, что совместные летные ис-
пытания проводились без предшествующих летно-конструкторских испыта-
ний, а это означало, что каждый последующий пуск ракеты отличался от пре-
дыдущего возрастанием штатной комплектации. В штатной комплектации, как
правило, отрабатывались одна-две последние ракеты.
Самым трудным с точки зрения объема испытаний и работ был РК "Тополь" с ракетой 15Ж58. К концу 1987 г. с территории космодрома было проведено 68 пусков этой ракеты, в том числе 27 учебно-боевых пусков боевыми расчетами ракетных полков под контролем инженеров-испытателей космодрома.
Для подтверждения заданныхтактико-технических требований РК с твердотопливными ракетами проходили транспортные испытания и участвовали в крупномасштабных экспериментах "Сияние", "Сдвиг", "Гроза", "Аргон". Результаты испытаний — положительные.
Но для личного состава испытательных управлений это была запредельная нагрузка во всех ее проявлениях, так как эти опыты не обеспечивались штатной организационной структурой.
Полигонная отработка всех составляющих стратегических ракетных комплексов проходила в отдельные насыщенные периоды с параллельным выполнением до 36 космических программ в год. В работе космодрома часто наступало время, когда утром осуществляли пуск стратегической ракеты, а вечером — космического аппарата. И в этой чрезвычайно напряженной работе всегда доминировала основная черта инженера-испытателя —высокая работоспособность и преданность любимому делу.
После запуска своего первого космического аппарата "Космос-112" космодром начал активное освоение космического пространства.
Запуском ИСЗ "Космос-144" 28 февраля 1967 г. началось создание низкоорбитальной метеорологической системы "Метеор", которая предназначалась для регулярного и оперативного получения информации о состоянии земной атмосферы.
Система из двух спутников на околокруговых полярных орбитахвысотой 900 км, плоскости которых пересекались под углом 100°, позволяла в течение суток дважды собирать информацию с 70-80 % поверхности Земли. При этом каждый из районов планеты наблюдался с интервалом в 6 часов.
Стартовые комплексы космодрома Плесецк являются единственными в мире, откуда осуществляются запуски КА типа "Молния" для организации региональной связи. Эти аппараты обеспечили двухстороннюю телефонную и телеграфную связь и ретрансляцию сигналов черно-белого и цветного телевидения.
Сегодня они предоставляют возможность устойчивой связи междулюбыми пунктами Северного полушария.
Первые специализированные геодезические ИСЗ были запущены 20 февраля 1968г. А с запуском 30 сентября 1981 г. ИСЗ "Муссон" (с помощью РН "Циклон") создается единая геодезическая система координат повышенной точности для всей поверхности Земли, карта земного гравитационного поля. С 1976 г. проводятся запуски ИСЗ, входящих в состав низкоорбитальной навигационной системы "Цикада". На основе этих КА был создан спутник-спасатель "Надежда" — основной элемент международной спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ, осуществляющей поиск судов, самолетов и отдельных людей, терпящих бедствие.

31 октября 1973 г. с космодрома был запущен первый специализированный КА из серии "Бион", предназначенный для биологических исследований. В ходе полета
1 этого спутника изучался механизм воздействия невесомости на процессы развития организмов на тканевом и клеточном уровнях в течение длительного времени. В качестве (подопытных объектов использовались микроорганизмы, насекомые, черепахи, крысы и приматы (макаки-резус). Основу экспериментальной программы составляли исследования влияния невесомости на вестибулярный и двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и центральную нервную систему. На основе полученной информации успешно разработаны конкретные практические мероприятия по сокращению длительности адаптационногопериода и предотвращению его возможных вредных последствий. Исследования также помогли разработать методики по снижению влияния невесомости на мышечную и опорную системы, исключению двигательных и координационных нарушений членов экипажей космических кораблей.
С космодрома Плесецк за истекший период запускалось большое количество КА, упоминания несомненно заслуживают следующие из них (в алфавитном порядке): "АУ-ОС", "Бион", "Вектор", "Гектор", "Гонец", "Дуга", "Зенит", "Икар", "Кольцо", "Коронас-И", "Лира", "Метеор","Молния", "Муссон", "Надежда", "Обзор", "Океан", "Ореол", "Парус", "Ресурс", "Ромб", "Светоч", "Сфера", "Форпост", "Целина", "Циклон", "Цикада", "Эридан", "Юг", "Янтарь".
Особое место в деятельности космодрома до 1994 г. занимало конструкторское бюро "Южное" им.М.К.Янгеля. За период активной совместной работы были разработаны космические носители "Космос-2", "Космос-ЗМ" и "Циклон-3", а также целый ряд научных и специальных космических аппаратов. К ним относятся следующие:
малые унифицированные космические аппараты типа ДС-У, которые сыграли выдающуюся роль впроведении пионерских исследований физических особенностей и определении характеристик околоземного космического пространства (магнитного поля, метеорных потоков, магнито- и ионосферы, радиационных поясов, волновых свойств плазмы, потоков микрометеорных частиц и др.). Всего на орбиты было выведено 14 таких космических аппаратов;
автоматические универсальные орбитальные станции АУОС. Эти станции обеспечили комплексное изучение космического пространства, физической природы явлений солнечной активности, геофизических явлений и взаимодействия их с солнечной активностью, а также проведение экспериментов в интересах народного хозяйства. Основными научными целями указанных проектов были исследования физических процессов, происходящих при выделении и переносе энергии в различных областях активного Солнца и прилегающих к ним районах, и разработка на основе полученных данных диагностического аппаратурного комплекса для прогнозирования солнечной активности на постоянной основе. Всего было запущено 12 космических аппаратов;
космические аппараты природо-ресурсного направления, создаваемые для проведения комплексного изучения океана в интересах разработки теории долгосрочного прогноза погоды и климата с целью внедрения ее в практику народного хозяйства. Кроме того, планировалось создать теоретические основы
рационального использования биологических и минеральных ресурсов океана и обеспечения всесторонней хозяйственной деятельности на шельфе, вести контроль загрязнения океана. К ним следует отнести КА типа "Океан-Э", "Океан-ОЭ",
"Океан-01", "Сгч-1", "С1ч-1М"—всего 11 аппаратов;
юстировочные и калибровочные космические аппараты создавались для решения военно-прикладных задач отработки, юстировки, калибровки и паспортизации специальных комплексов наземного и космического базирования Министерства обороны СССР. К ним относятся КА типа ДС-П1, "Тюльпан", "Тайфун-1", "Тайфун-2", "Дуга-К", "Кольцо", общим числом 138;
космические аппараты радиоэлектронного наблюдения запускались для отработки методов исредств с целью определения параметров радиолокационных сигналов радиолокационных станций систем оборонного назначения. К ним следует отнести КА типа "Целина-ОМ", "Целина-ОК", "Целина-Д", "Целина-Р", всего 113 космическихаппаратов.
Большая часть КА, разработанных в конструкторском бюро "Южное" им. М.К.Янгеля, выводились на орбиты с космодрома Плесецк украинскими ракетами-носителями типа "Космос-2", "Космос-ЗМ" и "Циклон". За 50 лет работы с космодрома ушли на орбиты 288 космических аппаратов днепропетровского КБ.
Полувековой юбилей космодром "Плесецк" встретил с поседевшими ветеранами и омоложенным городом Мирный, и, как всегда, с тщательно ухоженными стартовыми и техническими комплексами.
За свою долгую, по меркам космической эры, историю космодром участвовал в испытаниях лучших ракетных и космических комплексов — от первого учебно-боевого пуска межконтинентальной баллистической ракеты до испытаний уникального ракетно-космического вооружения XXI века.
Общепризнанным стал тот факт, что за 50 лет существования космодром Плесецк показал себя как самый "работящий" космодром планеты, откуда на околоземные орбиты выведено 38 % всех космических аппаратов.