Эрик Андерсон:
«Возможности космического туризма еще не осознаны»

П. Шаров. «Новости космонавтики»

На сегодняшний день Space Adventures – единственная частная компания, занимающаяся маркетингом туристических полетов в космос в сотрудничестве с Федеральном космическим агентством. С каждым годом количество потенциальных клиентов компании возрастает, интерес к теме частных «туров» на орбиту также растет, и перспективы у этого нового сектора рынка космических услуг просто огромны. Так считает президент компании Space Adventures Эрик Андерсон (Eric Anderson). Мы встретились с ним и попросили рассказать об этом подробнее.

– Г-н Андерсон, как Вы оцениваете свою работу на сегодняшний день? Чего удалось достичь компании?

Четвертая космическая туристка Ануше Ансари продолжает активно содействовать развитию прорывных технологий благодаря своему фонду Ansari X-Prize и взаимодействовать с компанией Space Adventures
– …Еще десять лет назад люди считали, что частные полеты в космос – это что-то из области научной фантастики. Однако в 2001 г. все поняли, что космический туризм – это самая настоящая реальность. Знаменательный полет первого космического туриста – Денниса Тито – к Международной космической станции показал, что их мечта может осуществиться. И компания Space Adventures – это та организация, которая может им в этом помочь. Мы с Вами являемся свидетелями зарождения новой эры – эры космического туризма.

Space Adventures была основана в 1998 г. и в настоящее время имеет уже более 50 торговых посредников в разных странах по всему миру. В настоящее время мы – единственные, кто предоставляет шансы заинтересованным частным лицам совершить путешествие на космическую станцию, о котором они мечтали всю свою жизнь.

Предоставление услуг по отправке людей в космос за деньги – это новый сектор рынка, который начинает развиваться быстрыми темпами. Так, независимыми экспертами было подсчитано, что в течение следующих 20 лет он принесет задействованным в этом деле «игрокам» более 20 млрд $. И наша компания постоянно стремится к увеличению своей доли на этом формирующемся рынке, мы ищем пути сотрудничества и стратегического партнерства с другими заинтересованными организациями.

Если говорить о более близкой перспективе, то в ближайшие 10 лет мы планируем отправить в космос больше людей, чем слетало за всю историю пилотируемой космонавтики начиная с полета Юрия Гагарина. И спектр услуг, которые мы будем предоставлять, очень широк – от простых параболических полетов на невесомость до облета Луны. При этом будут использоваться передовые технологии и новые транспортные средства.

На сегодняшний день компания планирует продолжать отправлять туристов к МКС, но не намерена ограничиваться лишь их пребыванием на борту станции. Недавно мы объявили, что в будущем туристам будет предоставлена возможность выхода в открытый космос наравне с американскими астронавтами и российскими космонавтами, который займет до 1.5 часов. Я знаю, что многие наши клиенты хотели бы совершить такой выход, и Space Adventures собирается разрабатывать эту программу.

– Что Вы можете сказать о ваших клиентах – первых пяти космических туристах?

– Да, на сегодняшний день их пока пятеро – это Деннис Тито, Марк Шаттлуорт, Грегори Олсен, Ануше Ансари и Чарлз Симоньи. Все они замечательные и коммуникабельные люди, нам было приятно работать с ними. В полете они показали себя как профессионалы, несмотря на то, что являлись лишь участниками космического полета. Они прошли хорошую подготовку в Звездном городке, что помогло им выполнить все поставленные научные эксперименты.

Следующий космический турист, который отправится на МКС, уже подписал с нами контракт, и его имя будет скоро объявлено.

– Насколько мне известно, цена за «билет» выросла с 20 до 25 млн $. С чем это связано? С инфляцией?

– Да, на рост цены повлияла инфляция и падение курса доллара. Кроме того, уже заключены контракты и сложился определенный уровень цены на место в «Союзе». Но я полагаю, что с течением времени, когда появится конкуренция и предложение превысит спрос, она упадет. Это лишь дело времени.

Вообще, дорогими полеты сейчас являются и потому, что эксплуатация транспортных систем требует немалых средств. Поэтому нужно заниматься разработкой новых систем, более дешевых и перспективных в плане массового использования.

– Давайте теперь поговорим о суборбитальных полетах в космос как одном из способов сделать космический туризм массовым. Действительно ли у них есть большая перспектива в определенном смысле заменить более дорогостоящие орбитальные туры в ближайшем будущем?

– Да, суборбитальные полеты имеют большую перспективу. Возможности космического туризма еще не осознаны, люди пока не представляют, что он может им дать. Мы подсчитали, что эта новая сфера услуг с появлением суборбитальных полетов будет ежегодно приносить до 1 млрд долларов, и чем больше сектор будет развиваться, тем больше будет доход.

Что же касается планов Space Adventures, то, безусловно, мы будем заниматься суборбитальными полетами, но мы смотрим намного дальше высоты 100 км над поверхностью Земли… Мы ставим перед собой более волнующие цели и будем их добиваться.

– Space Adventures планирует так называемые космопорты для суборбитальных полетов в космос. Это действительно так? Расскажите об этом подробнее.

– Да, именно так. В прошлом году наша компания объявила о своих планах по строительству космопортов на территории Объединенных Арабских Эмиратов и Сингапура.

Из семи эмиратов ОАЭ мы выбрали самый северный – Рас Аль-Хайма (Ras Al-Khaimah). Он расположен в часе езды от Дубаи и является одним из самых излюбленных мест посещения для туристов всего мира. С севера и юга он граничит с Оманом, занимает общую площадь примерно 1700 км2, население составляет около 250000 человек.

Не так давно в Рас Аль-Хайме приступили к реализации амбициозной программы развития, которая предусматривает инвестирование больших средств в инфраструктуру, туризм, шоппинг, а также мероприятия по привлечению частных компаний в этот эмират. Кроме того, важной особенностью является установление в Рас Аль-Хайма свободной экономической зоны. Такие зоны есть в каждом эмирате, и их главное достоинство – возможность создания компании со стопроцентным иностранным капиталом, освобождение от всех налогов на длительный срок, упрощенная схема регистрации и оформления документов при открытии компании.

 
По замыслу разработчиков, так будут выглядеть космопорты в Сингапуре и ОАЭ, которые в ближайшем будущем станут новыми центрами туриндустрии

В этом эмирате сосредоточены офисы крупнейших фармацевтических компаний региона, здесь очень развита керамическая промышленность и сектор туристических услуг с курортами и отелями мирового уровня. А Международный аэропорт Рас Аль-Хайма расширяется просто невероятно быстрыми темпами, предлагая клиентам отличный сервис и условия для обеспечения полетов. Как Вы видите, аргументов, чтобы построить здесь космопорт, достаточно.

Другая страна, в которой Space Adventures планирует построить «космический причал», – это Сингапур. В настоящее время Сингапур является крупным деловым и туристическим центром в Юго-Восточной Азии с самыми загруженными морскими и аэропортами. Также как и ОАЭ, это отличное место для начала предоставления нового вида туристических услуг.

В Сингапуре будет построена инфраструктура для обеспечения суборбитальных космических полетов. Здесь будут созданы тренажеры для подготовки астронавтов и образовательно-интерактивный центр для туристов. Благодаря их появлению туристам будет предоставлена возможность пройти специальные тренировки, например имитацию выхода в открытый космос в гидробассейне. Занятия будут проводить профессиональные астронавты и инструкторы. Кроме того, гости смогут опробовать здесь летные тренажеры и войти в роль астронавта, а также многое узнать о космических технологиях и об истории космонавтики в целом.

Непосредственно перед суборбитальным полетом из этих двух космопортов туристы пройдут четырехдневную интенсивную подготовку. Она нужна не только для обеспечения безопасности предстоящего полета, но и для приобретения необходимого опыта работы с системами космического корабля. А в день старта наши специалисты проведут финальный инструктаж туриста и определят уровень его готовности к космическому «туру».

Нужно отметить, что особое внимание при реализации проекта мы будем уделять «детскому космосу» – в Сингапуре будет построен ряд аттракционов и организованы специальные мероприятия, чтобы дети прониклись идеей космических полетов. Так, Space Adventures вместе с партнерами по проекту будет организовывать специальные «космические лагеря» – в них ребята проведут несколько дней и получат хороший опыт, который им пригодится в дальнейшем. Дети более старшего возраста (как и взрослые) смогут испытать на себе тренировки, которые проходят астронавты перед каждым полетом, – это вращение на центрифуге для создания искусственных перегрузок и др. Помимо этого, им будет предоставлена возможность сымитировать ремонт космического корабля на орбите, находясь в специальной камере при низком давлении. Они также смогут попробовать космическую пищу, чтобы почувствовать себя настоящими астронавтами и космонавтами.

ОАЭ и Сингапур выбраны нами неслучайно. Мы учитывали их географическое расположение на карте, инфраструктуру, популярность у туристов и другие факторы, которые делают эти места привлекательными для развертывания там строительства по созданию космопортов. В настоящее время мы завершаем проработку бизнес-планов по ним и сбор необходимых средств. Если говорить о цифрах, то космопорт в Сингапуре(*) обойдется инвесторам примерно в 115 млн $.

-----------------------------------------------------------
*) По некоторым сведениям, стоимость строительства космопорта в ОАЭ составит около 250 млн $.

– А как Вы относитесь к идее построить подобный космопорт на территории России? Не думали об этом?

– Это очень интересная идея. У вашей страны большой опыт в пилотируемой космонавтике, создании большого ряда ракет-носителей и космических кораблей. Пока этот вопрос в компании Space Adventures не обсуждался, но мы бы его с удовольствием рассмотрели.

– Г-н Андерсон, что Вы думаете о планах Роберта Бигелоу по созданию космического отеля на орбите? Будет ли это, на Ваш взгляд, способствовать продвижению идеи космических полетов и привлечению всеобщего внимания к этой теме?

– Да, построить орбитальный отель для туристов – это здорово! Если в скором времени на орбите появится такой форпост, это даст нам возможность расширить свои предложения по космическим услугам. Мы могли бы сотрудничать с компаниями, которые работают над подобными проектами, и от этого все только выиграют. И чем больше частных фирм будет вовлечено в эту сферу, тем больше людей смогут совершить полеты в космос.

– А рассматривает ли Space Adventures возможность доставки людей в космос другими способами? Ведь технологии развиваются очень быстро, и никто не исключает возможность, что в будущем появятся совершенно новые корабли и ракеты, которые будут обеспечивать более легкий выход на орбиту. Ваше мнение на этот счет?

– Наша компания прежде всего заинтересована в безопасности туристических полетов в космос, поэтому мы будем использовать только те технологии, которые опробованы в деле и хорошо себя зарекомендовали. Например, российский космический корабль «Союз», который на сегодняшний день является самым надежным в мире. Он доказал это за свою многолетнюю историю. Если мы и решим в будущем использовать что-то другое, то прежде должны убедиться в его соответствии необходимым стандартам и требованиям.

Но с другой стороны, Вы правы – невозможно постоянно эксплуатировать транспортные системы, которые были разработаны несколько десятилетий назад. Поэтому Space Adventures открыта для сотрудничества с частными компаниями по созданию новых технологий, которые обеспечат более дешевый и простой доступ в космос для рядовых граждан.

Кстати, отмечу, что разработка новых кораблей для суборбитальных полетов продвинет вперед и авиацию. Например, такие транспортные системы можно будет использовать для быстрых межконтинентальных перелетов. Представьте: полет из Нью-Йорка в Токио вместо привычных 14 часов займет… 45 минут! Это может показаться фантастическим, но предпосылки к тому, что в скором времени такие полеты станут реальностью, есть уже сейчас.

– Каким способом можно привлечь внимание к теме туристических полетов в космос, чтобы заинтересовать общество в этом?

 
Пятый космический турист Чарлз Симоньи совершает полёт в невесомости в самолёте-лаборатории 

– Тема частных полетов в космос уже сейчас вызывает интерес СМИ. Однако я считаю, что об этом надо писать, говорить и обсуждать намного больше, чтобы привлечь к этой перспективной сфере услуг новых инвесторов, да и просто людей, которых можно будет заинтересовать космонавтикой.

Что же касается внимания общественности к самому полету туриста, то здесь есть несколько способов. Во-первых, это предполетные пресс-конференции. Они всегда пользуются популярностью у прессы и хорошо освещаются, что мы знаем по собственному опыту. Во-вторых, непосредственно сам полет. В ходе него туристу будет предоставлена возможность вещать на весь мир по видеосвязи, делиться впечатлениями. Кроме этого, Space Adventures поможет ему связаться из космоса с любым человеком на планете, и это будет незабываемо для них обоих.

Для нашей компании важно сотрудничать со СМИ по всему миру, в том числе и с вашим изданием, чтобы люди обладали необходимой информацией и были в курсе событий. Это очень эффективный способ привлечь внимание к теме космического туризма.

– А если ли возможность заполучить «билет в космос» каким-то другим путем, не покупая его? Например, в качестве выигрыша в конкурсе?

– Да, такая возможность у людей будет, но, как Вы сами понимаете, повезет лишь некоторым. У нас есть партнеры, которые занимаются этим. Еще в 1998 г. компания Pepsi разыграла шесть мест для туристов на будущем корабле, который будет совершать суборбитальные полеты. Конкурс проводился в общенациональных рамках в Японии и Австралии, и в нем участвовало около 700000 человек.

В апреле 2002 г. нашим партнером стала компания US Airways, которая предоставляет постоянным клиентам возможность обменять свой налет на суборбитальный полет. Также компания разыгрывает полеты на невесомость в самолете-лаборатории и истребителе МиГ.

В мае 2004 г. бразильское отделение корпорации Volkswagen объявило о национальном конкурсе, главным призом которого станет суборбитальный «тур» в космос. Также будут разыграны 12 мест для участия в полете на невесомость.

В декабре 2004 г. компания Oracle Corporation объявила конкурс для разработчиков программного обеспечения, победители которого получат три путевки на орбиту. Он проводится в таких странах, как США, Канада, Германия, Франция, Великобритания, Корея, Индия, Китай и Сингапур.