Народный космос-Z

Объявление

ВНИМАНИЕ.

Гости могут оставлять сообщения только на форуме "Поговорим".

Экскосмиты могут оставлять сообщения только в "РУГАТЬСЯ - СЮДА" и на собственном форуме, если таковой имеется.

ПОРТАЛ.

Освоение космоса.

Форум Космопорта--astrotema--Космодром "Плесецк"--"НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ"--ОБЩЕПЛАНЕТАРНЫЙ ФОРУМ им. Королёва.Академия космоса и космонавтики--Owalon--Путешествие в космос--Сайт "Знания-сила "

Астрономия.

Астрофорум--Y-Astro

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Народный космос-Z » Освоение околоземного космоса » Основной Проект.


Основной Проект.

Сообщений 1 страница 20 из 230

1

Итак, Серж.
Давай попробуем в нулевом приближении сформировать облик основного проекта.

Что это будет - СКР?

Предлагаю следующую концепцию.
Моих знаний достаточно, чтобы достаточно подробно расчитать элементы ракетной системы.
Ты называй основные идеи и цифры по проекту, а я буду исходя из них расчитывать рабочие параметры и массы элементов системы.

Отредактировано Roger Wilco (2007-06-15 11:51:22)

2

писал писал и все подохло, теперь заново все писать надо, дурацкий форум, не первый раз здесь такое

3

Ракета полтора ступенчатая, с малыми ускорителями по 5 -10 т веса, топливо типа смола или резина, плюс тротил, или нитрометан, или амииачная селитра, плюс алюминий.
Ускорители можно на сотню и больше атм сделать...
Основная ступень около 100 т из стальных труб 2м диаметром, из трубопроката, из марганцевой стали.
топливо кислород плюс аммиак, плюс добавки типа алюминиевой пудры в глицерине...
ЖРД тягой 28 т в вакууме, вытеснительной системы подачи, давление 29 атм, критическое сечение около 24 см, выходное сечение до 5 м... Возможно стоит поднять давление до сотни атм, чтоб уменьшить сопло...
но тогда потребуются лучшие алюминиевые сплавы... и нестандартные трубы
ЖРД надо выбрать, или облицуем его изнутри керамической плиткой, типа наждака, либо толстое абляционное покрытие, лучше всего из графита, наждака, и жидкого стекла (стеклоткани)
ступень довыведения около 10 т с маневровым ЖРД на том же топливе, или керосине, или глицерине...
Но сами мы пока не сделаем, нужна позарез федерация, чтоб заключить договор на совместный проект...

4

Да, форум любит глючить.
Надо перед отправкой сообщения текст куда-нибудь сохранять.

Ну что ж, посмотрим на ваш проект.
А пока я пишу/считаю - назовите мне ориентировочно массу ПН.
И толщину стенки трубы, если знаете.

Отредактировано Roger Wilco (2007-06-15 15:55:58)

5

Но сами мы пока не сделаем, нужна позарез федерация, чтоб заключить договор на совместный проект...

100% нужна. Чтобы получить разрешение на испытания и т.п.

И сразу может ориентировочную стоимость оценить...

6

Полезная нагрузка где-то от 5 до 7 т, стенку позже сочту
Испытывать будут партнеры, но если будет федерация, а вы не спешите туда записываться, это на моем форуме, а можно запись и здесь открыть.
wwwmarsian.fastbb.ru

7

Что ж, приступим.

Пакеты считать довольно таки непросто... Примем за данность, что пакет ускорителей обеспечит нам полное преодоление гравитационных и аэродинамических потерь.
Таким образом, оставшиеся две ступени с полезной нагрузкой должны иметь орбитальную ХС - 8 км/с.

ЖРД на компонентах жидкий кислород+аммиак при давлении в КС 29 атм и давлении на срезе сопла 0,1 атм имеет теоретический УИ 3165 м/с (322 ед). И пустотный УИ 340 ед (3335 м/с).
При коэффициенте избытка окислителя 1. То есть при стехиометрическом соотношении компонентов 1,4. =/

Плотность аммиака - 682 кг/м^3
Плотность жидкого кислорода - 1135 кг/м^3

P.S.
По данным книги "Топлива и рабочие процессы РД" Штехера, с кислородом аммиак может дать УИ порядка 2900 м/с. Это минус 500 м/с ХС. Может компенсироваться установкой на нижнюю ступень высотных бустеров, облегчением конструкции баков. Для верхних ступеней давление в КС можно понизить до 10-20 атм, увеличив степень расширения сопла для сохранения УИ.

Отредактировано Roger Wilco (2007-06-15 22:15:12)

8

Учитывая что УИ ступеней практически одинаков, ХС выгоднее всего распределить между ступенями пополам.
По 4000 м/с на ступень.

Для ПН 5т ХС 4100 м/с обеспечит ступень массой 2т с топливом массой 17т.
Посмотрим, удастся ли уложиться в такую массу сухой ступени.
Итак, бак из трубы диаметром 2м. Давление в КС 2.9 МПа, значит в баке должно быть порядка 4 МПа.
Ну, примем 3,6. Это потребует исключительной организации магистралей и смесительной головки, ну да ладно.
Предел прочности для стали примем порядка 500 МПа. Запас почти ракетный - 1,3.
По котельной формуле необходимая толщина стенки получается 0,00936м. Округлим до 9мм.
Для сфкрических днищ баков толщина вдвое меньше - 4,5мм.

Потребная масса аммиака - 7,083т. Объём аммиака - 10,39 м^3.
Потребная масса кислорода - 9,917т. Объём аммиака - 8,74 м^3.

Объём сферы диаметром 2м - 4,19 м^3. Площадь поверхности - 12,57 м^2.
Баки цилиндрические со сферическими днищами.
Объём циллиндра бака окислителя - 6,2 м^3
Объём циллиндра бака горючего - 4,55 м^3

Длина циллиндра горючего - 1,5 м. Площадь поверхности - 4,7 м^2
Длина циллиндра окислителя - 2 м. Плозадь поверхности - 6,3 м^2

Полный объём материала циллиндрических частей баков - 0,099 м^3
Полный объём материала сферических частей баков - 0,113 м^3
Полный объём материала - 0,212 м^3.

ПОЛНАЯ МАССА МАТЕРИАЛА БАКОВ (при плотности 8т/м^3) - 1,7 т.
Что ж, в целом эта масса сходится.
Это уже очень хорошо.
Считаем дальше.

Полагаю, при желании, впихнуть двигатель и переходные отсеки в 300 кг для верхней ступени - можно.
В среднем, отношение массы двигателя к его тяге - 1/50. Для примитивного двигателя - 1/30.
То есть 100 кг массы ДУ даст порядка 3т тяги.

Итак, верхняя ступень, считаем, в нулевом приближении сошлась.

Отредактировано Roger Wilco (2007-06-15 22:06:49)

9

Нижняя ступень.

ПН - 25т (24т + 1т обтекатель/САС).
УИ - примем 2900 м/с. Будем "сходить" первую ступень при таком УИ. Если что - будет запас.

4060 м/с ХС - масса ступени - 11т. Масса топлива - 110т.
Стартовая масса без учёта бустеров - порядка 150 т. Для ПН в 5т это даёт 3,3% - очень хороший показатель даже для насосных ракет. Будем посмотреть...

Первую ступень на утро оставлю )

Отредактировано Roger Wilco (2007-06-15 22:31:38)

10

Вот и утро.
Погнали.

Наша задача - впихнуть 110 тонн топлива в ступень массой 11т. Для первой ступени вытеснительной системы задачка, прямо скажем, нетривиальная.
С учётом наличия бустеров, тяга ДУ первой ступени должна быть, ну, скажем, 100 тонн. ДУ такой тяги будет иметь массу порядка 2т.
Остаётся 8т на баки (ещё тонна - про запас).
Потребный объём окислителя несколько меньше объёма горючего. Это определяет конструкцию топливного отсека первой ступени - в чём-то аналогичная блоку первой ступени РН Сатурн-1.

В центре располагается бак горючего. Вокруг него - ещё шесть баков: три окислителя и три горючего. Все баки одинакового диаметра 2м.

110т топлива - это 46т горючего и 64т окислителя.
Объём горючего - 68 м^3.
Объём окислителя - 57 м^3.

Объём каждого бака окислителя - 19 м^3. Объём цилиндрической части бака - 14,81 м^3. Длина цилмндра - 4,7 м.
Объём каждого бака горючего - 17 м^3. Объём цилиндрической части бака - 12,81 м^3. Длина цилмндра - 4,1 м.

Полный объём материала бака окислителя - 0,32 м^3.
Полный объём материала бака горючего - 0,29 м^3.
Полный объём материала баков - 3*0,32+4*0,29=2,12 м^3.

При плотности стали 8т/м^3 масса получается почти 17т - более чем вдвое превышает допустимую массу.
Для первой ступени, в отличие от второй, массовое совершенство не достигается за счет перетяжеленной конструкции баков.
В частности - дробление баков даёт большую массу дополнительных сферических днищ.

Можно уменьшить массу топливного отсека, можно уменьшить количество баков, скажем, до двух.
Длина цилиндра бака окислителя - 16,8 м.
Длина цилиндра бака горючего - 20,3 м.

Полный объём материала бака окислителя - 1 м^3.
Полный объём материала бака окислителя - 1,2 м^3.
Итого - 2,2. Ещё хуже чем в прошлый раз.

Впрочем, даже 7-баковая первая ступень имеет сухую массу 20т, и обеспечивает ХС 3500 м/с.
Две ступени обеспечивают полную ХС порядка 7500 м/с.
От бустеров требуется целых 1,5 км/с. Это уже почти полноценная первая ступень :)

Итого, мы получаем достаточно примитивный трехступенчатый носитель с массой ПН=5т и Мю_пн менее 2%.
Бустеры понадобятся тяжелые, если они будут примитивными и дешевыми.

В целом, носитель получается не выдающимся. Его плюсы - сравнительная дешевизна производства (сомнительная, при необходимости применения бустеров).
Без бустеров носитель сможет вывести всего 2т ПН при стартовой массе 155т.
Учитывая тенденцию к росту массы ПН, вряд ли он будет пользоваться бешеным спросом. Впрочем, если удастся себестоимость пуска снизить до 2 000 000 $ - шанс есть. Это будет удельная стоимость - 1000$/кг.

Отредактировано Roger Wilco (2007-06-16 12:08:52)

11

Впрочем, я ещё посмотрю.
Возможно, удастся увеличить суммарную ХС, сместив распределение ХС в сторону верхней ступени.

12

К сожалению я не смог во-время вмешаться, и ты проделал ненужные рассчеты, ты пропустил одну мелочь, а именно - дополнительный компонент - алюминиевая пудра в глицерине, это совершенно меняет УИ, он должен быть порядка 400 и даже больше...с учетом полных размеров сопла до 5 м...
К тому же твои данные по УИ сильно сомнительны, как будто это РДТТ
Впрочем вопрос в том, сумеем ли мы сжигать алюминий вместе с жидкими компонентами, и насколько это будет устойчиво, выдержит ли КС чудовищную температуру? Весь фокус в том, чтобы достичь эффекта водородного движка... а иначе аммиак вообще не имеет смысла...
Вторая ступень врядли нужна, достаточно маневрового движка для довыведения,  здесь можно использовать особые компоненты
ЖРД я выбрал оптимальный, твой стотонный никуда не влезет. у него выходное сечение сопла гигантское, а уИ мизерный, к тому сто тонн это не для любителей, максимум 50 тонн тяги, но нам годится 28 тонн, конечно тяговооруженность слишком низка, но потихоньку по наклонной разгонится, зато УИ очень приличный.
Я же говорил про кремний-марганцевую сталь, она втрое и более прочней, и толщина стенки 3 мм или до 4мм, такие врядли изготовляют на заводах, придется спецзаказы искать, или выкручиваться...

Диаметр КС ЖРД должен быть примерно 40см, с учетом теплозащитного покрытия, внутренний диаметр будет около 35 см...
Неясно пока из чего делать критическое сечение, Диинг говорил, что делают из хромистой бронзы, но мне этот материал сомнителен, может попробовать из серебра или его сплавов делать?

Неясно с управлением как быть, или качать ЖРД, или только сопло, или дополнительные рулевые движки делать?
Мое предложение, нужно какой то небольшой тяжелый бак смещать в сторону от оси...

13

Ну, расчёты дали пищу для размышлений, так что не были напрасными в любом случае.

Что касается УИ - он был расчитан с помощью програмы для термодинамического расчёта, которой пользуются в том числе профессионалы в области ракетного двигателестроения России, и которая уже много раз подтвердила достоверность результатов.
Для больших двигателей расхождение результатов расчёта с результатами эксперимента не превышает 5%.

Алюминий... Да, теоретически, подавать в камеру сгорания его возможно. Хотя это потребует своих извращений в системе подачи... Алюминий может повысить температуру в камере сгорания, скажем, на 1000 градусов. Но даже такое увеличение температуры, особенно с учётом уменьшения газовой постоянной и наличия в продуктах сгорания конденсированной фазы, не даст прирост УИ в 100 ед.
Сейчас посчитаю горючее с алюминием.

Высокой температуры я бояться не стал бы. Во-первых, завесное охлаждение ещё никто не отменял. Температуту у стенки можно уменьшить до 2000 К. Кроме того, аммиак - один из лучших хладогентов среди всех ракетных горючих.

14

Ты же сам брал разные цифры УИ 320 и 280 примерно, последняя цифра вообще ни в какие ворота не лезет, это разве что у земли подобный импульс может быть, а я предлагал очень большое расширение в сопле, и импульс выше из-за того, оптимум по соотношению компонент еще найти нам надо, потом есть другие добавки еще, либо заменить на метан, а может даже и на водород, но бак для водорода нужен очень уж огромный
Потом ты стоимость взял с потолка, для безнасосного ЖРД стоимость ракеты мизерная быть должна...

15

280 я использовал именно для первой ступени. Для второй - верхнее значение.
"Ни в какие ворота"... Извините, что получается, то получается.
В предварительных инженерных расчётах имеет смысл брать несколько заниженые характеристики, дабы при подробной проработке иметь запас.

Степень расширения сопла ограничена давлением на срезе. Оно не должно быть меньше давления окружающей среды, иначе удельный импульс упадёт по сравнению с оптимальным. Давление на срезе сопла прямо пропорционально давлению в камере сгорания. При небольшом давлении в камере сгорания для двигателя с традиционным соплом Лаваля нельзя делать большую степень расширения.

Впрочем, бОльшую по сравнению с оптимальной степень расширения можно реализовать на двигателе с соплом внешнего расширения (штыревое, либо аэроспайк - как на XRS-2200). Двигатель с таким соплом при любом атмосферном давлении работает на оптимальном режиме и позволяет получить максимальный по траектории удельный импульс по сравнению с традиционным соплом при прочих равных.

Стоимость я пока не учитывал вообще.
Безнасосный двигатель... Стоимость ТНА в классическом современном двигателе составляет, имхо, рорядка 50%. Для двигателя с низким давлением в КС и несамовоспламеняющимися компонентами ДНЯ сделать достаточно простым и дешевым.
Полагаю, для двигателя низкого давления удельную стоимость ТНА можно снизить до 20-30%. Учитывая увеличение удельной ПН в 1,5-2 раза, применение насосных двигателей на первой ступени может оказаться экономически эффективнее.

Если камеру двигателя делать охлаждаемой, с внешним охлаждением - его стоимость мизерной не будет в любом случае.

16

Ускорители именно для того и используются, чтобы основной ЖРД работал уже в вакууме, и с максимальным УИ...
Повышения полезной нагрузки на насосных вдвое не получится, так что о экономии говорить не приходится... тем более что ЖРД с ТНА стоят миллионы и десятки млн...

17

Не думаю, что возможно лететь до определённой высоты на одних только ускорителях.
Всё равно ДУ первой ступени придётся запускать с земли. Конечно, при желании можно его задросселировать процентов на 40...
И на время до увеличения мощности до номинальной (то есть - на время работы ускорителей), УИ номинальным не будет. А при выходе на номинал часть топлива будет уже потрачена - совершенство первой ступени ещё падает, а оно у нас и так не сходится.

Повышения нагрузки вдвое может и не произойдёт... а вот мю_пн точно увеличится. Читай - уменьшится стартовая масса.
По крайней мере - сойдётся первая ступень.
Сейчас она не сходится на 50% массы, а ведь я считал только баки - без переходных отсеков, без газа наддува, без баллонов наддува (а они при таком объёме баков и давлении потянут на тонны).

тем более что ЖРД с ТНА стоят миллионы и десятки млн...

Не надо горячиться. Вы же не хотите сказать, что тот же РД-180 только без ТНА подешевеет на полпорядка?
На такое давление, для компонентов высокой плотности, несамовоспламеняющихся к тому же, дешевый низкооборотный ТНА сделать не представляет никакой проблемы.
Стоимость ТНА, имхо, с избытком покроется экономией на массе металла первой ступени.
А уменьшение стартовой массы = удешевление СК...

18

Именно старт на одних ускорителях, они очень мощные по 90 т тяги. А что у тебя с алюминием в топливе не получается что-ли? Именно с добавками самый основной и эффект будет... РД-190 нет смысла переводить на вытеснительную систему, он все равно дорогой останется, а наш ЖРД будет иметь мизерную стоимость...
Те рассчеты потому и никуда не годятся, что ты взял мизерный УИ, но если с добавками не выйдет, тогда возможно придется использовать водород, либо метан в крайнем случае, и все в порядке, тем более что сталь втрое прочнее надо брать...

Ну ты умный слишком - ТНА сделать не составит проблемы!!! ТНА - произведение технического искусства, за него можно сразу памятник ставить, и его можно изготовить только на спецзаводах, одна синхронизация по горючему и окислителю чего стоит!!! Просто смешно! ТНА есть смысл разве что для высокого давления...
Если для тебя он не проблема, тогда стоит лучше сделать воздушный турборакетный ускоритель!!!

19

Добавление к аммиаку 10% алюминия увеличивает УИ на 10 ед.
Серж, не обольщайтесь насчет алюминия - он всего лишь увеличивает температуру. Но при этом уменьшает газовую постоянную ПС, даёт к-фазу. Я бы сказал - от него больше проблем чем пользы.
Да и насчет остальных добавок. Прироста УИ более чем на 10-15% они не дадут.

Проблема в том, что нам при всём жеоании не удастся реализовать характеристики двигателя существенно лучшые уже существующих. На первой ступени более 300 ед при низком давлении в КС получить практически нереально. Слишком мала степень расширения.
Наш удел - исследование в области оптимизации ракетных систем по параметрам характеристик и стоимости.

Хотя, конечно, можно реализовать кой какие технические решения, увеличивающие относительные характеристики...
Скажем, те же сопла внешнего расширения. Позволяд двигателю первой ступени эффективно работать непосредственно с земли.
Бустеры, если мы хотим сделать дешевый носитель, твёрдотопливными делать нельзя. Организация производства обойдётся аморально дорого. Их придётся делать жидкостными или гибридными. Вот для них, кстати, вытеснительную систему применять элементарно - для бустеров массовое совершенство играет небольшую роль. А так как улетают они недалеко - можно сделать их многоразовыми без особых проблем и затрат.

Брать сталь втрое прочнее я не буду.
Во-первых, мне приходилось много копаться в справочниках, и я не припомню ни одной стали прочнее 1500 МПа. Тем более, что у нас материал работает на разрыв. Все стели с прочностью за 800-1000 МПа можно считать очень крутыми и, следовательно, несовместимыми с дешевым носителем - мы просто на материале баков разоримся.

Что касается ТНА... - у меня в этом соместре акурат был курсовик по ТНА. Я имел возможность ознакомиться с расчётом и конструкцией ТНА. Я вас уверяю - на низкое давление ТНА сделать можно с использованием обычного оборудования для мехобработки металлов и сварки. Единственная деталь, которую, возможно, понадобится отливать - элементы корпуса. Но миллиметровая точность там не нужна, так что стоимость будет умереной. Если вообще отливать придётся.
Грубая синхронизация выполняется одним клапаном на одной из магистралей. Вообще, можно сделать ТНА, оценить его работу на номинальном режиме, сделать под готовый ТНА двигатель и пусть работает на одном режиме. С регулировкой вообще не заморачиваться. В крайнем случае, регулировку осуществлять сбросом части расхода после насоса обратно на вход. Это позволит регулировать параметры на входе в камеру при работе ТНА на номинальном стабильном режиме. Ценой некоторых потерь, разумеется.

Пока в вашем проекте единственное, с чем я согласен - вытеснительная система верхней ступени. Для простого носителя это действительно разумное решение.

Отредактировано Roger Wilco (2007-06-18 08:20:14)

20

Кстати о двигателях...
Если реализуемость двигателя определять размерами, то для давление 30атм достижимая тяга - порядка 30т.
Это диаметр критического сечения - 0,3м, и коэффициент сопла 1,4 (прибавка тяги за счет с/з разгона потока).
Надо посмотреть материалы по абляционной защите... Можно ли обеспечить полностью абляционное охлаждение для ЖРД? =/


Вы здесь » Народный космос-Z » Освоение околоземного космоса » Основной Проект.